Много сказано и написано про налоговые оговорки при заключении договора с Поставщиками товаров, работ, услуг. Это дает возможность взыскать с Поставщика убытки в случае, если возмещаемый Покупателем НДС, заявленным на основании полученных счетов-фактур оказался без экономического источника по цепи.
Но по сути, налоговая оговорка этот возможность взыскать убытки, причиненные компании наиболее коротким путем, ведь обязанность возместить убытки поставщиком прямо предусмотрена в договоре, если, конечно, поставщик добровольно не возместил причиненные убытки. Как правильно составить договор, какие условия включить, какие бывают налоговые оговорки, давайте разбираться.
Виды налоговых оговорок:
Возмещение потерь: Продавец обязан возместить Покупателю все налоговые потери, если они появятся у Покупателя по обстоятельствам, связанным с Продавцом. Продавец обязан возместить налоговые потери Покупателю в течение пяти дней с момента получения соответствующего требования Покупателя с приложением к нему документов, подтверждающих наличие налоговых потерь и их размер (ст 406.1 ГК РФ).
Заверения об обстоятельствах: Продавец заверяет Покупателя в том, что Продавец надлежащим образом исполнял в прошлом и будет исполнять в будущем все свои налоговые обязательства. Продавец обязан возместить Покупателю все убытки, связанные с недостоверностью указанного заверения, в течение пяти дней с момента получения соответствующего требования Покупателя с приложением к нему документов, подтверждающих недостоверность заверения Покупателя (ст. 431.2 ГК РФ)
Взыскание убытков: Продавец обязан надлежащим образом исполнять все свои налоговые обязательства. Продавец обязан возместить Покупателю все убытки, которые будут связаны с допущенными Продавцом нарушениями налогового законодательства РФ, в течение пяти дней с момента получения соответствующего требования Покупателя с приложением к нему документов, подтверждающих наличие убытков Покупателя (ст. 15.393 ГК РФ)
Наиболее используемая оговорка — возмещение потерь покупателю. В оговорке указывают, в каких случаях придется ею воспользоваться и как определить размер потерь. Обычно договариваются, что продавец возмещает потери покупателю, если налоговики:
- предложили или потребовали от покупателя добровольно доплатить налоги, пени, штрафы;
- направили информацию о недобросовестности продавца, отсутствии у него ресурсов для исполнения договора, несданных декларациях или неуплаченных налогах;
- приняли решение о том, чтобы привлечь покупателя к налоговой ответственности;
- отказали в налоговом вычете;
- выявили разрыв по НДС в цепочке предыдущих сделок (либо это сделал сам покупатель).
- Обязанность возмещения потерь наступает если в течении определенного времени, например, в течении месяца Поставщик не урегулировал претензии инспекторов, не устранил признаки несформированного источника НДС. Если продавец не выполнит условия, должен компенсировать покупателю налоговые потери.
Есть несколько правил, которых нужно учесть при составлении налоговой оговорки:
- Четко формулируйте условия, при которых Поставщик должен компенсировать убытки
- Требуйте, чтобы продавец обеспечил исполнение налоговой оговорки, например поручительством.
Но Поставщику тоже необходимо проявить осторожность при составлении договора и следовать правилам:
- Исключите из налоговой оговорки все условия, на которые не можете повлиять.
- При согласовании налоговой оговорки убирайте все обстоятельства, которые находятся за пределами вашего влияния.
- Оставьте за собой право оспорить претензии налогового органа, иначе контрагент легко взыщет с продавца деньги, даже если требования ИФНС необоснованные. Например: оперативно направлять в инспекцию полученные от продавца документы, связанные с налоговым спором, не признавать вину без согласия продавца и не совершать действий, которые могут затруднить успешное урегулирование налогового спора, использовать все возможности, чтобы обжаловать решение налоговых инспекторов.
- Не берите на себя обязанность решать чужие налоговые споры. Исключите из налоговой оговорки все пункты, которые предписывают вам урегулировать претензии инспекторов к покупателю, к которым ваши сделки не причастны.
- Не берите на себя обязанность решать чужие налоговые споры. Исключите из налоговой оговорки все пункты, которые предписывают вам урегулировать претензии инспекторов к покупателю. Налоговые потери должны подтверждаться решением налогового органа в отказе вычета по НДС, а не информационными письмами.
Но если, все-таки, спор с налоговой состоялся, и у Поставщика возникла обязанность возместить Вам убытки, не нужно делать зачет, в счет уплаты товаров, иначе придется исчислить с суммы компенсации НДС, так как эта операция связана с оплатой товаров (п. 1 ст. 146, п. 1 ст. 167 НК)
Такой позиции придерживается и Минфин, в письме от 22.02.2018 № 03-07-11/11149